В предновогодней суете особенно тянет на истории, которые обещают уют и напоминание о главном. Фильм Дмитрия Власкина «Семьянин» позиционируется именно как такая лента — добрая, сентиментальная, почти притчевая. Вдохновлённый голливудскими образцами в духе «Неспящих в Сиэтле», он предлагает зрителю историю перерождения одинокого нарцисса в примерного семьянина, говорит киновед-психолог Анна Журба. Получилось ли у создателей создать по-настоящему тёплую магию?
Сюжет вращается вокруг Георгия (Павел Деревянко), успешного владельца фабрики игрушек, отмечающего 45-летие в полном одиночестве. Его мир — это пустой стеклянный дом, временные связи и бизнес на грани продажи. Отчаявшись, герой в порыве совершает необдуманный поступок, после которого приходит в себя в совершенно иной реальности. Здесь у него есть любящая жена Наталья (Юлия Снигирь), дети-подростки и репутация образцового семьянина. Сначала Гоша воспринимает всё как абсурдный заговор, но постепенно начинает вживаться в предложенные обстоятельства.
Основная фабула картины предсказуема: путь от отрицания к принятию пройден многими киногероями. Режиссёр Дмитрий Власкин мог бы углубиться в сюрреалистическую тревогу или социальную драму, но выбирает путь комфортной комедии с лёгким налётом драмы. Однако главной проблемой становится воплощение того самого уюта, который так важен для жанра. Действие разворачивается в стерильных, безликих интерьерах, которые больше напоминают демонстрационный зал мебельного магазина, чем обжитой семейный дом. Визуальная холодность пространства не позволяет зрителю полностью погрузиться в атмосферу домашнего тепла. Спасают ситуацию харизматичная игра актёрского ансамбля и живая, подчас ироничная химия между персонажами.
Фильм является вольной адаптацией голливудской мелодрамы «Семьянин» с Николасом Кейджем. Однако если оригинал позволял себе говорить о серьёзных компромиссах, цене выбора и глубокой трансформации героя, то версия Власкина заметно смягчает все углы. Кризис среднего возраста и экзистенциальные вопросы здесь скорее фон, чем предмет исследования. Георгий меняется, но эта перемена лишена внутренней борьбы и подлинного надлома. Создаётся впечатление, что счастье не завоёвывается, а словно бы даруется герою по волшебству, как готовый подарок.
В итоге «Семьянин» — это кино, которое не стремится ранить или заставить серьёзно задуматься. Оно мягко развлекает, предлагая зрителю нетребовательную, в меру смешную и сентиментальную историю. Это своеобразный новогодний утренник для взрослых, где все конфликты благополучно разрешаются, а одинокие сердца находят утешение. Если вы ищете глубокого анализа семейных ценностей или визуальной сказки, можно испытать лёгкое разочарование. Но если ваша цель — провести пару часов за необременительным, добрым сюжетом с хорошими актёрами, то «Семьянин» вполне справится с ролью праздничного кино-десерта.